grafologist
Почему плохой почерк у ребенка? Причины плохого почерка
Обновлено: 17 апр.

У вашего ребенка плохой почерк? Причины плохого почерка? Как исправить плохой почерк?
Понятие «хороший» - «плохой» почерк не существует. Почерк отражает суть самого человека, это не просто отражение стилистики и каллиграфии, он намного информативнее. В процессе письма задействована мелкая моторика и мозг, формируются новые нейронные связи.
Давайте вначале узнаем, как формируется почерк. Он проходит несколько этапов становления.
От 6 до 11 лет – этот период приходится на приобретение навыка сознательного письма. Почерк только формируется и еще не приобрел беглости. В этот период ребенок контролирует себя выписывая буквы и связки. В этот период имеет смысл анализировать почерк только в экстренных случаях, когда проблема ярко выражена.
С 11 – 12 – это этап формирования беглости и автоматизма. Ребенок уже меньше концентрируется на процессе написания и больше акцент на содержании написанного. С этого времени начинают проявляться индивидуальные черты личности.
12-14 лет – этап наступления графической зрелости моторных навыков. Появляется автоматизм письма и в действие вступает подсознание.
Подросток – подсознательное письмо. С его почерком, как и поведением, происходят перемены. Он может меняться резко в наклоне, размере, может появиться угловатость и резкость, а потом вновь продолжить писать мягко и округло. Это тот период, когда учителя больше жалуются на изменившийся почерк подростка и его поведение.
НО! Так же выписанный и красивый почерк не говорит о том, что подросток умеет взаимодействовать с окружающими. Такой почерк говорит о формальности и не естественности в поведении, он не искренен.
С годами почерк человека может меняться, а может оставаться неизменным. Перемены личности влекут изменения личности, психологические травмы тоже находят свое отражение. Бывает так, что у детей уже в 15 лет почерк выглядит взрослым и зрелым, они психологически уже старше своего возраста. А у некоторых взрослых почерк остается детским – инфантильные и незрелые личности.
Почему появляется плохой почерк и что делать?
Прежде, хочу утвердительно заявить, что только специалист графолог может определить существуют ли проблемы у ребенка, почерк которого анализируется и что это за проблемы, а так же как работать с ними далее.
1. Нечитабельный почерк: почерк на листе не имеет хорошей организации, наклон и размер букв меняется по ходу письма, острота и угловатость присутствует. Это призыв к действию. Родителям стоит обратиться за помощью к психологу. Т.к. эти признаки говорят уже о неблагополучии ребенка, может быть тревожность, неблагополучие в семье или в школе.
2. Почерк узкий, скованный, зажатый и изломанный: похоже, что рука не продвигается вперед, линия находит друг на друга. Ребенок испытывает скованность, психологическое напряжение, стресс, нервная перегрузка и тяжелая адаптация. Он накапливает негативные эмоции внутри и ему очень трудно открыться. Показана консультация психолога или психотерапевта.
3. Много исправлений и помарок на листе. И эти исправления не вносят ясности в написании слова, т.е. еще более затрудняет прочтение слова. Ребенок испытывает страхи и неуверенность в себе.
4. Очень мелкий почерк: говорит о том, что ребенок уходит в себя и замыкается.
5. Пропуски слогов, букв в словах и неустойчивость концентрации внимания может говорить о дисграфии. В этом случае стоит обратиться к логопеду. Здесь налицо нарушение процесса восприятия слов.
Бывает так, что в черновике ребенок пишет небрежно, быстро, а в классе или в чистовике аккуратно и выписано. Это говорит о том, что естественный почерк проявляется в черновике. И не стоит бить тревогу по этому поводу.
Хочу развеять миф о том, что почерк – это наследственность. Это не так, потому что почерк формируется из врожденного (темперамент, тип нервной системы) и приобретенного (семья и общество). И то, как эти две составляющие проявляются и взаимодействуют, находит отражение в почерке.
Как исправить плохой почерк?
Графотерапия – изменение почерка через подсознание, т.е. меняя почерк мы можем усилить сильные стороны или скорректировать слабые. НО! Помните, что невозможно полностью изменить человека, потому что присутствует наследственность и потолок возможностей у каждого человека.
Графотерапия поможет снизить внутреннее напряжение, выработать усидчивость и терпение, научиться доводить дела до завершения, стать более активным и действенным, научиться самодисциплине, стать менее конфликтным и категоричным, развить в себе лидерский потенциал.
Описывать примеры заданий по графотерапии я не стану, потому что с этим необходимо работать только графологу и индивидуально с каждым ребенком. Важно проанализировать особенности почерка ребенка и только поле этого составить план работ, которые приведут к достижению желаемых результатов.
Каллиграфия и пропись. Родители и учителя глубоко заблуждаются в пользе каллиграфии при исправлении почерка ребенка. Ведь она может ухудшить состояние ребенка, увеличить озабоченность и зацикленность, добавить напряжения и искусственности, если не знать правил и не учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Так же работа с прописями по исправлению почерка является заблуждением. Потому что прописи можно применять в процессе формирования почерка и только на короткий период. Остальное время ребенок должен писать самостоятельно и нельзя ломать его мышление при становлении личности. Прописи – это принуждение писать по шаблону и опираться на правила / требования, а у формирующейся личности свое восприятие окружающего мира.
Ребенок пишет разными почерками. О чем это может говорить?
Во-первых, это может указывать на диссоциативное расстройство, встречается редко. Ему способствует очень сильное потрясение (например, насилие). Во-вторых, ученики могут изменять почерк с целью копирования других почерков. Это подражание происходит от того, что личность еще не сформирована и подросток «примеряет» на себе другие роли, т.к. личность не зрелая.
Уважаемые, родители и учителя. Обнаружив плохой почерк у ребенка, важно вначале выяснить причины. Это позволит сделать графология и анализ почерка. Обратитесь к эксперту графологу за помощью и в дальнейшем вы получите гармонично развивающуюся личность в лице своего ребенка!
С уважением, графолог Татьяна Цыганкова